О литий-ионных аккумуляторах
Литий-ионные аккумуляторы появились сравнительно недавно –
в 1991 году корпорация Sony
выпустила первый литий-ионный аккумулятор и с этого момента началось бурное развитие
этого типа аккумуляторов.
Li-ion аккумуляторы отличаются от других в первую очередь наибольшей плотностью энергии на килограмм веса, что обуславливает их применение в самой разнообразной носимой электронике, где необходим легкий и мощный источник энергии.
Разберем устройство li ion аккумуляторов 18650: как следует из
названия, активным веществом катода и анода в таких аккумуляторах является
литий. Первоначально применялся металлический литий, что в некоторых случаях
могло привести к взрыву из-за короткого замыкания между анодом и катодом. Впоследствии металлический литий на аноде заменили
на графит, что полностью решило проблему замыкания.
В настоящее время самыми массовыми литий-ионными аккумуляторами являются цилиндрические аккумуляторы типоразмера 18650, что означает диаметр 18 мм, а длину 65 мм.
По типу материала катода они делятся на три вида:
• кобальтат лития LiCoO2,
имеет наибольшую емкость
• литий-марганец LiMnO4,
имеет наибольшую токоотдачу
• литий-феррофосфат LiFePO4,
имеет наиболее низкую рабочую температуру, до -30 C⁰
Независимо от типа все литий-ионные аккумуляторы нельзя
разряжать ниже 2,7 вольта и заряжать выше 4,2 вольта, иначе аккумулятор выйдет
из строя.
Появление литий-марганцевых аккумуляторов позволило
начать их массовое применение в устройствах, для которых характерен высокий ток
потребления: электронные сигареты, различный электроинструмент,
радиоуправляемые машины, самолеты, квадрокоптеры, мощные фонари. Новейший
аккумулятор корпорации Sony
VTC5A имеет номинальный ток до 35 А!
В отличии от никель-кадмиевых и никель-металгидридных аккумуляторов, литий-ионные аккумуляторы не имеют эффекта памяти и имеют ресурс от 500 до 1000 циклов разяд-разряд, что дает при ежедневном использовании ресурс 1,3-2,7 года!